Нариман тарихи



страница1/9
Дата18.03.2023
Размер0.87 Mb.
#116948
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Nariman-tarihi

Нариман тарихи




Съдържание:


Раздел I

Древните песни и дастани на ахил-българите[“старите българи”]


Разказ за обичаите на най-древните български владетели
Разказ за Авар-Кам и неговите авари - егсазахи
Разказ за Сане Далай, Булгар Таргита и неговите потомци
Разказ за Сю-Дан Ку-Кулян


Раздел II

Древните династии на западните българи


За града Булгар-Балтавар [Полтава] или Арджан


Раздел III

Древните династии на източните българи


Разказ за източните разклонения на династията Дуло, за масгутите [масагети], кашани, хуни, бардимци [партиански българи], авари и останалите българи.
Как се образувала Кизил-Бурджанската страна и как добрите алпи помогнали да стане могъща държава.
Как българите управляли Барджил.
ЧАСТ 1

Древните песни и дастани на ахил-българите [“старите българи”]


[Разделът започва с фрагменти от „Чулман толгау" и коментарии по текста на този eпос.]

Если Кубан Боян не сомневается в том, что царством Идель управляла сама Турун-Аби [алп бике Умай-биче] и даже называет Идел „Турун-Суба“ [„Страна Турун-Аби“], то Сузбир считает, что царством Идель правил первый бунтарский император Карт Джам Кавэс, син алпа Алабуги, а Умай-биче покровительствовала ему. Поэтому Сузбир уделяет Карт-Джаму, которого не следует путать с българским царем Синджака [българско царство в северен Кавказ] Джам Иджиком Ауданом [начал царствовать в 5600 г. до н.э.], первостепенное внимание и начинает „Булар ары“ с подробного рассказа о рождении Кавэса.


Когда-то алпы [бессмертные существа, играющие роль духов] Шурале и Бойгал били настолько дружны, что жили рядом: Шурале - на ветвях большого дерева, а Бойгал - в норе среди его корней. Шурале тогда звали Кирел [орел, гриф, большая птица], ибо он чаще всего пребывал в образе кирела, а Бойгала била в образе змеи, ибо подражала алп бике Умай.
У Бойгалы било восемь синовей, имевших вид маленких змеев. Семь из них били черными, а восьмой - белым. Белого змея звали Алабуга. Братья Алабуги ненавидели его и постоянно издевались над ним. Только отец Алабуги - алп Субан Боян Имэн - любил сина и звал его Зияджи, то есть „Любищий“, как звала его самого его мать Умай-биче.
Бойгала доверяла Кирелу настолько, что оставляла своих детей под его присмотром. Однажды, в её отсуствие, Кирел съел черных братьев Алабуги. Когда Алабуга спросил его зачем он это сделал, тот ответил:

Тангра мне доверия предвиденья дар -


Могу разглядеть я грядущий пожар!
Узнал я: готовят убийство твое
Братишки твои; ждать недолго его...
Тебя пожалел я и братьев всех съел...
Живи без печали, веселый пострел!
Но вряд ли Бойгала поверит, что я
Тебя лишь хотел уберечь от огня!
[Братья хотели сжечь Алабугу.]
Боюсь я, что будет Бойгала мне мститъ -
Так лучше подальше отсюда мне быть!"
„Лечу я далеко! “ - закончил Кирел,
Расправил крыла - и стремглав улетел.

Бойгала действительно не поверила в благородство Кирела и решила ему отомстить. Зная его слабость - лакомиться падалью, - она нашла тушу павшего коня и спряталась в его черепе. Когда Кирел, польстившись на падаль, стал клевать тушу, Бойгала ужалила его. Но по силе эти два алпа били равны, и яд Байгалы мог только на время парализовать Кирела. Кирел, пытаясь спастись, поднялся в воздух, но далеко не улетел и упал в пропасть. Бойгала велела сину добить Кирела, но тот, спустившись, наоборот, спросил у Кирела, чем он можете ему помочь. Кирел тогда прослезился и сказал:


Не думай „ пошел алп Кирел наш ко дну “


Пройдет полчаса и я сам улечу.
Тебе же, пострел, за твою доброту,
Раскрою я тайну - и сам помогу!
Услышал я как-то, как злобу Небес
На дом Бойгалы призывает Телес
[злая алп-бика горных недр]:
„Пусть семъ её деток восмого убьют -
И сами от гнева Бабая умрут! “
[Бабай - алп грозы, молнии и войны.]
Страшны заговоры, как жало [наконечник] копья - Но я изменил кое-что для тебя.
За ними следящая Карчег Юха
[прозвище Кара-Тимат, алп-бики заговоров] Решила бездетным оставитъ тебя “
[Как видно, Юха-Карчег еще пожалела Алабугу.]
Услышав об этом, поник наш герой -
Мечтал он о детях, о жизни семьей...
Тогда алп Кирел вновь промолвил ему:
„ Попросишь меня - я тебе помогу!
Могу я Умай обманутъ, для тебя
Кавэс раздобытъ - и отступит беда!
Но если обман мой откроется - нам
Грозит наказанье - решай же ты сам!"

Алабуга без колебаний согласился на обман бабки [Умай биче била бабушкой Алабуги] - ведь бездетность казалась ему худшей из всех бед. Кирел, придя в себя, посадил Алабугу на спину и взмыл вместе с ним в небо. Он сумел пролететь прямо в небесные покои Умай, где выдал Алабугу за сина любимицы Турун-Аби Ингарсак и уговорил могущественную алп-бику дать ему напиток кавэс, дарующий мужскую силу. Выпив кавэс, Алабуга вместе с Кирелом вернулся обратно на Землю.


Однако, их обман раскрылся, и Тангра, по просьбе Умай, сурово наказал лжецов: Кирел бил лишен прозорливости, крыльев и стал алпом смерти Шурале, а Алабуга - уменьшен до размеров пальца. Его стали звать Бармакты [Мальчик-с-Пальчик], но българы, любившие его, называли его Бармади или Биярмади [„Небесный Мади - т.е. Българ“].
Нигде Алабуга не мог найти подругу - ведь он бил маленьким даже для шеков [гномов] - самых маленьких алпов. Но однажды он купался в реке Ангара - и увидел, как подаль входит в воду нагая прекрасня дочь алпа Бабая - Имен кыз [„Дочь Дуба“ - т.е. Бабая, любившего принимать образ дуба]. Алабуга так воспытал к ней любовью, что Именкыз приняла свой любимый образ - большого дуба. Алабуга боялся, что ребёнок родится маленьким, как он сам, но Именкыз родила от него могучего сина, которого Алабуга назвал Джам Кавэс - в память о выпитом им кавэсе [от этого прабългарского слова-тюркобългарское „комыс“ - „кумыс“, и русское , "квас“].
Този син Алабуги и возглавил первую империю българ - Идель, которой покровительствовала сама Умай, ибо Кавэс стал её любимцем. Как правитель, Кавэс получил имя Аудан означавшее „вождь" [от этого слова - германское „Один" и русское „атаман"], как мудрый и справедливый человек - имя Тамта-Кытай, то есть „Святой [Тамта] Человек [Кытай]“. Позднее же Кавэса стали звать и Карт-Джам [„Старший Джам], чтобы отличить его от его потомков, носивших имя „Джам“ [„Вдохновенный", „Живой", „Порядочный", „Верующий", „Красивый", Прелестный"].

Но еще до воспарения Карт-Джама, как рассказывает Сузбир, в Балын [Восточная Европа] из Акбаша [Азии] вторгся с огромным войском из тузов другой син алпа Субана [дух Силы, Потенции, Урожая, Пастушества, Молодости, Весны, Любви] - могучий Локбыр или Локыр. Среди его тузов [азиатов] и джамайгеты [азиатски предки финнов, угров, самодийцев и других българ] и ак-именцы [восточные или азиатские именцы - предки тунгусо-маньчжуров, монголов и др.]. Случилось это вторжение за 17 500 лет до конца царствования Карт-Джама, или „Года Буляра. „Годом Буляра, с которого началась „Эра Буляра, бил назван последний год царствования Карт-Джама [14 653 г. до н.э.]. Син алпа Локбыра алп Българ Буляр Зияджи, друг Карт-Джама, предложил людям назвать този год „Годом Джама, но люди взяли и назвали този год „Годом Буляра, всеобщего любимца, первым из людей сделавшим славное имя народа и своим собственным именем.


Локбыр занял Урта Балын [„Средний Балын или Украина] и подчинил себе здешние народы кету [стадо, первобытная орда, народ] и синдж [синдийцы - предки индо- иранцев]. Часть кету и синджийцев смешались с его тузами и образовала новый народ сувар или субаш [прабългары] и новый суварский език [прабългарский език - предок всех езиков Афревразии, начиная от езиков басков, ирландцев и шотландцев и кончая греческим, русским и трёк-българским езиками]. Отсюда Локбыр вторгся в Агиль [Балканский п-ов], где племена биракцев или треков [фракийцев, тракийцев или траков] подчинились ему и стали заплетать, как и мужи Локбыра, волосы в косы. Поэтому ак-именцы прозвали треков „кара-именцами“ [западными именцами]. Самых работящих и умелых в любом деле треков из племен биджан [пеоны Геродота] и сабыйцев [сапеи Геродота] Лок- быр вывел в Урта Имэн, где они смешались с частью сувар и образовали новый народ българ и новый трёк-българский [тюрко-българский] език. Полезно деятельные трёк-българы очень скоро стали любимцами Локбыра, и он стал назначать кельбирами мудрых българ.


Подчиненные ему племена Локбыр называл „калты“, т.е. „обязанными", а българ, для отличия от остальных кал- тыйцев, стал именовать либо аскеты, либо аскалты, либо просто асами. Слово „ас" означало „святой, небесный", „лучший", а также „българ". Българы скромно пояснили, что их прозвище „аскалты" значит всего лишь „лучшие калты“. Слово „ас" произносили также в форме „гас", хаз" и „кас", почему капкайские [кавказские] албаны [предки всех народов Кавказа и Восточной Турции] называли всех българ „Хазариями".


Българы платили Локбыру преданностью и рвением и даже часто называли себя „локырами" - то есть „народом Локбыра" [локырами до сих пор называют казанских българ, между тем имя Локбыр или Локыр - древнейшее на Земле, ему уже более 34 тысяч лет!] Подругой Локбыра била одна умайджанка [амазонка], родившая его сина могучего алпа Българа или Буляра Зияджи.


„Буляр" - это форма имени „Българ". Из всех соседей българ правильно произносили слово „българ" только капкайские албанцы - шаны, да некоторые синджийцы, а остальные выговаривали название „българ" в таких формах:

бур, вар, бас, баска, хаз, гаскай, бал, балта, бул, булг, бург, бургар, баргар, пархар, палхар, булхар, буляр, биляр, бан, банджа, банджар, маджар, баштар, башкорт, бурджан, бурбар, унгар, хункар, каргар, каргай, балын, балынгуз, балынгур, олгар, белграт, българт.


Из этих названий българы особенно любили „буляр", а также „бургар“, „бурджан", „баштар", „башкорт", „аскал", образовавшееся от „аскалты". Треки любили называть българ „вар", но это слово имело и другой смысл - „славный". Дабы подчеркнуть този смысл, българы стали называть себя также „данай" и „дан-българы", что по трёкбългарски значит „славные", „славные българы". Еще позднее и само слово „българ" стали понимать и переводить, как „славный народ". Но мало этого - сами българы в своем кругу любили называть себя также марый, мурд, маргыт, бургас, булгас, булгаяр, булгат, аскет, мади, бан, ман, мэн, мин, ар, арджа, арджан, арджак, бурджак, бурак, что значит „твердый българ".


Кроме этого, българы делили себя на арджан или ареал - то есть българ чисто българских областей, кара-българ или българ западных областей, ак-българ или българ восточных областей, джамлык-българ или северных българ, кавыл- българ или южных българ, иберов - българ пограничных областей. Сами восточные българы называли себя и сармади, то есть белыми българами, западные българы и караман, то есть западные българы.


Рынджайцы [предки германцев], жившие западнее българ, называли българ „балта", как и ульджийцы [предки летто-литовцев], подчинявшиеся българам; джулахцы [одни из предков испанцев, французов и итальянцев], обитавшие западнее рынджайцев, называли българ „баскай" [баски] или „гаскай" [гасконцы], что на их езике также означало „българские господа”. Сейчас трудно судить, насколько близки били българский и джулахский езики, но как видим, слово „кай“ - „господин” употреблялось и теми, и другими.




Сподели с приятели:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©obuch.info 2024
отнасят до администрацията

    Начална страница