ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
“ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ”»
Факультет гуманитарных наук
Николаева Анастасия Сергеевна
«ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ «СКАЗАНИЯ О ДРАКУЛЕ ВОЕВОДЕ» (1480-Е ГГ.)
Курсовая работа студента1 курса группы БИС223
Образовательной программы «История»
Направление подготовки 46.03.01.
Научный руководитель
д-р ист. наук, проф.
П. С. Стефанович
Москва 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………2
Глава I. Правоверный или еретик? С государевой службы на Освящённый собор………………………………………………………………21
Историческая ситуация написания «Сказания о Дракуле воеводе»
К вопросу о происхождении Фёдора Курицына…………………33
Глава II. Литературный Дракула. На пересечении традиций.
2.1. Источники «Сказания о Дракуле»
2.1.1. Немецкие рукописи
2.1.2. Немецкая поэма Михаэля Бехайма
2.1.3. Рассказ о Дракуле в хронике Антонио Бонфини
2.1.4. Устные предания о Дракуле
2.2. Сюжет и композиция «Сказания о Дракуле»…………………..….48
Глава III. «Неполезное» произведение или пример для подражания?
3.1. Идейная сущность «Сказания о Дракуле»
3.2. «Сказание о Дракуле» и сочинения Ивана Пересветова...………..70
Заключение………………………………………………………………..73
Список использованных источников и литературы……………………77
XV век - переломный момент в развитии русской культуры. Обусловлено это, прежде всего, политическими причинами: окончательное падение ордынского ига, образование русского централизованного государства, идеологическое переосмысление образа правителя — все это явилось отправной точкой к созданию принципиально новых литературных памятников, которые и отображали взгляды и идеи того времени. В XV в. беллетристическая литература только начала зарождаться и еще не имела конкретной жанровой определенности. Так, одни памятники переписывались как отдельные сочинения индивидуального характера, другие примыкали к церковной или публицистической литературе1.
Идейное содержание многих памятников древнерусской словесности, в том числе и беллетристических, переосмыслялось русскими публицистами XVI в, что позволяет исследователю оценить эволюцию представлений средневековых писателей и книжников. Данная работа посвящена памятнику «неполезной» литературы – «Сказанию о Дракуле воеводе». Оригинальный текст, написанный предположительно в 1481 – 1485 гг, не сохранился, но мы располагаем рукописью монаха Кирилло-Белозерского монастыря Е(в)фросина, датированной 1486 г. Приблизительно полугодом ранее из посольской поездки в Венгрию вернулся думный дьяк Федор Курицын - предполагаемый автор произведения. Хотя авторство окончательно не установлено, сообщение в эпилоге о том, что писатель видел в Будине (Будапеште) детей Дракулы для многих авторитетных ученых говорит именно за авторство Курицына. В исследовании мы также будем опираться на уже общепринятую трактовку посольского дьяка как автора «Сказания».
В вопросе выявления и последующего рассмотрения идейного содержания «Сказания», в советской историографии2 произведение традиционно сопоставляют с сочинениями Ивана Пересветова, публицистом XVI в, фактически вкладывавшего в свои тексты проект политических преобразований Русского государства и поддерживавшего идею «грозной власти». Мы не знаем, был ли Пересветов в действительности знаком с сочинением Курицына, однако может говорить за влияние «Сказания» на русскую общественную мысль XVI в. В этой связи сравнение идей в текстах обоих авторов представляется целесообразным.
Сподели с приятели: |